ПАЛИЩАМ – 360 ЛЕТ! Юго-восточную окраину Владимирской Мещёры географы называют Приозёрной. Это край лесов, озёр, маленьких речушек, затерянных среди болот и песчаных холмов. Отсюда, с дельты реки Бужа, начинаются знаменитые Клепиковские озёра, переходящие в реку Пра. На одних песчаных холмах здесь издревле жили люди под защитой непроходимых болот. На других они устраивали захоронения (погосты). Христианство пришло сюда спустя четыре столетия после крещения Руси. Монахи-мессионеры рубили вековой лес и ставили храмы в местах захоронения язычников. Вокруг храмов возникали мещёрские сёла – погосты, в том числе и знаменитый погост Палищи. Первое достоверное письменное упоминание о нём датируется 1637 годом. В то время погост Палищи представлял из себя песчаный холм среди вековой дубравы на краю обширного болота, бывшего много лет назад озером. Посреди холма возвышалась старая деревянная церковь Ильи Пророка. Восточную часть храма занимало кладбище, а северная и западная части постепенно застраивались избами. Сначала здесь жили только священник, дьяк и просвирница, позже поселились учителя местной школы. Погост Палищи располагался на старом рязанском торговом тракте, поэтому вскоре здесь появились и купеческие дома, амбары, лавки, постоялые дворы, трактиры. Ежегодно, 2 августа, на престольный праздник Ильин день здесь собиралась богатая ярмарка. Сюда стекался народ не только из окрестных селений, но и из «дальнего далека». Даже китайские купцы торговали здесь своими шелками. В зимнее время после трескучих крещенских морозов сюда возами свозили мороженую рыбу со Святого озера, за которой снаряжались мужики окрестных деревень. Рыбины укладывались в деревянных сараях навроде поленницы дров от пола до потолка. В воскресные зимние дни на ярмарочной площади посреди Палищ бойко шла торговля знаменитыми святоозёрскими налимами и щуками! Ну а часть рыбы считалась достоянием сельской общины и бесплатно распределялась по числу едоков. В начале XIX в. промышленник Бахметьев строит близ Палищ завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, а также листового стекла. К этому времени Палищи стали волостным центром. Наибольшего расцвета стеклоделие здесь достигло после Отечественной войны 1812 г. На заводе была 21 печь и работало 160 человек. Годовой торговый оборот села в то время достигал 46 тысяч рублей. Здесь размещались гостиница, два постоялых двора, пекарня, мельница, 5 хлебных амбаров, 14 лавок. В 1818 г. в Палищах на деньги купцов и сельской общины было начато строительство каменного храма с пределами и колокольней, которое продолжалось до 1853 г. Исторически сложилось так, что в селе жили люди образованные: священники, учителя, врачи, купцы. Многие из них знали толк в искусстве, хоровом пении, играли на музыкальных инструментах. Постепенно даже сложился самодеятельный театр: ставили оперы, музыкальные комедии… Прошли десятилетия. Бурный ХХ век не переставал удивлять переменами. Отгремели годы революционных преобразований, гражданской войны, коллективизации, репрессий. В этой гигантской дробилке выжили немногие, да и само село словно дерево с обрезанными корнями ослабело, с каждым годом теряя свой былой блеск. Заросла бурьяном ярмарочная площадь. Стараниями ретивых начальников были уничтожены местные промыслы. Однако дух предпринимательства в местном населении продолжал жить. Стали заниматься набивкой цветных узоров на скатерти и занавески, «красили» ковры с помощью нехитрых трафаретов. За это власти вначале штрафовали и ловили с милицией, потом научились извлекать из этого пользу и смотрели на промысел сквозь пальцы… Умереть Палищам не позволил Храм. Надо отдать должное местному приходу – служба в храме не останавливалась ни на один год. Современные Палищи – уютный дачный уголок. Коренных жителей осталось мало – не более шести человек. Но Ильинский храм продолжает жить, оглашая окрестности своим колокольным звоном. Ему вторят журавли на болотах, юркие ласточки и стрижи, стаями вьющиеся в небе вокруг колокольни. Храм стоит прекрасным памятником минувшим поколениям русских людей, привыкших украшать свою землю, а не разрушать её. Храм этот одновременно вселяет надежду на лучшее будущее. Н. СКУЛОВ